Диалог

За много лет в бизнесе очень часто задают вопрос в повседневной жизни о картинной галерее, увлечении художественным творчеством, взаимосвязи этого увлечения и бизнеса, о благотворительности и о многом еще в этом направлении…

Поэтому частично постараемся ответить на эти повседневные жизненные вопросы в виде вопросов и ответов.
Вы уже более 15 лет назад открыли первую в городе частную картинную галерею. Интересна Ваша точка зрения как человека, а не бизнесмена, на живопись.

Мы должны признать, что есть живопись или бездарная или талантливая. Желая подчеркнуть ценность картины, мы восклицаем – «прекрасно!», «глубоко!», «талантливо!». Но эти слова не говорят ничего. Рассуждения позволяют определить лишь природу живописи, а не ее качество.

Автомобиль показывает свою работу сам – едет или не едет. А вот искусство о себе ничего сказать не может. А когда за него говорит какой – то индивидуум (пусть даже просвещенный) мы вправе спросить – не выдает ли он желаемое за действительное?

Сегодняшнее поколение говорит: «Хорошо то, что хорошо продается. Картина стоит столько, сколько за нее платят». Увы, с этим можно и не согласиться. Мы видим, как вздуваются цены на ерунду. Рынок не может объяснить почему Вермеер умер в бедности, почему Ван Гог застрелился, оставаясь почти нищим и почему сегодня его полотна идут за десятки миллионов? И таких примеров можно приводить десятки.

Такие скачки и колебания цен могут или сбить с толку или приучить пытаться подстроиться под рыночную конъюнктуру. И таких примеров на сегодня достаточное количество. Но Ван Гог не подстраивался. Есть еще и общественное мнение, но толпа не видит произведение, она прислушивается к мнениям.

Парадоксальна судьба подделок в живописи. В исполнительском искусстве подделка невозможна. И в живописи подделка карается даже тогда, когда сам художник ее признает за свою работу. Пикассо не всегда мог отличить подделку от собственных работ.

Вокруг произведения искусства образуется что-то вроде поля понимания или непонимания. И художник вынужден иметь дело с этим полем, хочет он того или нет. Какой природы то поле ценностей, в котором художник вдруг оказался?

Конечно, откровенную мазню не просто выдать за шедевр, но все же шедевры, раньше или позже, оказываются признанными. Правда, порой, приходится ждать десятилетия. Крайние полюса сохраняют определенность, но в центре творится нечто невообразимое, особенно когда утвердилась всеядность. Теперь можно выдать мазню за нечто значительное и угробить художника, объявив его пачкуном.

Однако, мы уверены, что есть шедевры и есть мазня. Если бы не было этой убежденности, живопись можно было бы просто выкинуть за ненадобностью, чего, к счастью, не происходит.

Недавно на лондонском аукционе Sotheby’s установлен новый мировой рекорд в области цен на произведения искусства. Можете прокомментировать это событие?

Да, скульптура «Шагающий человек» швейцарского модерниста Джакометти продана более чем за 100 миллионов долларов. Повлечет ли установление нового мирового рекорда резкий подъем цен на всем художественном рынке предсказать пока сложно, но совершенно очевидно, что коллекционеры «очнулись» и демонстрируют горячую готовность играть на повышение.

Впрочем, вовсе не факт, что эта тенденция пойдет арт-рынку на пользу. Еще до кризиса многие говорили о неразумности беспрестанного взвинчивания цен на предметы искусства. По некоторым оценкам, спекуляции на заоблачном ценовом уровне могут привести к обвалу этого рынка даже и без всякого глобального кризиса.

Но красиво жить не запретишь, как не запретишь и торговаться на аукционах до потери ощущения реальности. Судя по всему, мир ждет очередной виток гонки цен на художественные произведения. Процесс пошел. Однако мировые проблемы цен на художественные произведения совершенно не касается нашего города. Так что можно не беспокоиться.

А что, в связи с этим, Вы можете сказать о моде на того или иного художника?

Модным может стать любой художник, практически независимо от качества его работ. Многое зависит от «раскрутки». Но кажется все-таки, что плохого художника раскрутить труднее, чем хорошего, и стоить это будет дороже. Художник, несмотря на все парадоксы авангарда, «виден». Качество не скрыть и не уничтожить критикой. Раньше или позже хорошая живопись сама себя спасет.

Мода стала институтом управления , с помощью моды управляют вкусами миллионов. Еще вчера один знакомый художник писал милые пейзажи, сегодня сооружает инсталляции.

На самом деле, мода не претендует на окончательный суд, она лишь организует мнения – причем, делает это заведомо условно, на тот или иной день. Ничто не мешает моде завтра изменить сегодняшние оценки на противоположные.

А можете ли Вы с первого взгляда определить значимость или ценность картины?

Я могу сказать одно: я до сих пор меняю мнения о некогда мне понравившихся картинах, особенно современников. Ведь искусство, как любовь, требует испытаний.

Говорят, что бывает любовь с первого взгляда. Но, наверное, это не каждому дано…Человеческое чувство может быть более зыбко. Могу только по совести сказать: любую новую куртину надо смотреть не день и не год. В значимом искусстве самый строгий судья – время. Ведь недаром говорят: моде – час, искусству – вечность. Поэтому советую: не торопитесь в оценке картин, как бы они Вас не очаровывали, не ошеломляли, не поражали… Дайте времени помочь Вам…

А как вы рассматриваете честность бизнеса, его социальную направленность?

Исходя из самовозрастающей стоимости по Марксу, бизнес уже вынужден быть социально ориентированным. Почему? Вспомним создателя «синих воротников» господина Форда, который платил своим рабочим такую зарплату, которая позволяла им быть потребителем его же продукции, тем самым он создал себе рынок.

Бизнес вынужден заниматься тем, что происходит вокруг него, не потому, что он такой хороший, а потому, что это выгодно. Надо же понимать, что любой бизнес создается и существует исключительно для извлечения прибыли. Просто необходимо жить в обществе, которое позитивно относится и к тебе, и к твоей продукции, и хочет ее у тебя покупать.

Бизнес вынужден быть социальным, потому что это категория выгоды и репутационная вещь. Сегодня я обману своего поставщика, завтра я обману своего поставщика, завтра я обману потребителя, а послезавтра ко мне уже никто не придет!

В бизнесе есть понятия: сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя! Если Ваше коммерческое предприятие уже известно, то изначально Вам доверяют. Но если Вы вдруг обманите ожидания, то Ваша репутация сработает против Вас. Если Вы только начинаете бизнес, никто вас не знал, и Ваше имя не стоило ни копейки, а Вы ошиблись с продуктом, то ничего страшного. Но если вы известный в городе «бренд» и ошиблись с продуктом – берегитесь! Это может привести к тому, что ваше распрекрасное предприятие будет похоронено заживо. Именно поэтому требования к добросовестности у нас очень высокие. И не случайно, поэтому мы существуем на рынке столь продолжительное время.

А сейчас немного порассуждаем. Честность в бизнесе – вопрос не простой и очень важный. Человек по своей природе совсем не такой, каким мы его хотим видеть, и к тому же каждый отличен от другого. Но если ему, по каким либо причинам, невыгодно воровать, он не будет этого делать. Когда не выгодно, а все равно ворует, то это болезнь. И имеет это название, если мне не изменяет память, клептомания. Однако, если вся страна так поступает, то мы имеем дело уже не с клептоманией, а с чем – то неправильным в законах.

Однако, с другой стороны, честность в бизнесе является проявлением глупости. Абсолютной глупости! Когда ты честен, то тебе это не выгодно. Если посмотреть с другой стороны, если это касается бизнеса, построенного не на грабеже, не на том, что «было ваше – стала наше», что реально решает задачи случить своему потребителю, он вам скажет: «как я могу быть нечестным?!»

У нас везде многие понятия размыты. Можно даже утверждать, что нет ни одного абсолютно честного бизнеса, который живет в соответствии со всеми законами, существующими в обществе. Это не говорит о том, что бизнес плох. Зачастую законы, касающиеся бизнеса и принятые в нашем обществе, более чем странны. Однако, следует сказать, что в последнее время здесь наблюдается хоть какой – то порядок. Трагедия состоит в том, что бизнес – мораль, как правило, соотносится с действующей в обществе моралью.

Вернемся к художественному творчеству. Чем обусловлен успех художника?

Сегодня вокруг много людей, чей успех ничем не обоснован. Мы живем в эпоху, когда все или почти все – суррогат. Если мне нужна информация, я не пойду в библиотеку и не стану переворачивать гору книг, а нажму клавишу компьютера, и интернет выдаст мне готовый результат работы, которую сделал за меня.

Мы живем в такое время, когда большинство людей потеряло вкус к труду. Проще купить полуфабрикат и разогреть его в микроволновке, чем приготовить что-то оригинальное.

То же самое происходит и в живописи. Есть такое понятие: «Все, что я нарисую (намалюю!) – искусство, ибо я – художник». К примеру, берем лопату, вторую, третью и так далее, в ряд выставляем или придаем какую-либо причудливую форму, скрепляем веревками и — в музей.

Я понимаю, что искусство должно изменяться. Однако сейчас это иногда принимает уродливые и абсурдные формы. Где-то я прочитал такую мысль: «… мы – за исключением высоких технологий – вступаем в эпоху полного дилетантства. Проблема в том, что если бы в искусстве все крутилось только вокруг больших талантов, в мире от силы осталось бы с десяток художественных музеев.

Именно ремесленники делают много для того, чтобы искусство распространялось по миру, а не оставалось в узком кругу ценителей. Возникает вопрос: почему житель пусть небольшого города не должен иметь право наслаждаться искусством наравне с крупнейшими мегаполисами? Я твердо уверен, что должен. Поэтому создание картинных галерей пусть малых или больших в нашем городе можно только приветствовать. Может быть сказано чересчур категорично.

Какие грехи вы готовы себе простить?

Их много. Открыть такую тайну опасно…Можно открыть слабый фланг, и туда будут стрелять. В жизни есть очень много вещей, о которых необходимо молчать и разговаривать только с зеркалом.

Вы пессимистичные человек? Что в вашем понимании идеальный человек?

Думаю, что чуть упрямый бунтарь. Это определение кажется негативным, но на самом деле оно и позитивно. Я не принимаю позицию «соглашателя», человека, который борется и принимает все так, как есть, лишь бы не привлекать к себе внимание.

Долг любого человека – брать на себя обязательства по отношению к обществу. Берешь на себя проблемы других, а посему часто получаешь удары. Удары как финансовые, так и моральные, а иногда и полное непонимание. Но предпочтительней жить под этими ударами, чем быть лицемером.

Надо задать себе вопрос: а что я сделал, чтобы стало лучше? Не ждите, что кто-то придет и изменит вашу жизнь. Вставайте и делайте что-нибудь, чтобы стать счастливым. Не надо бояться менять привычный образ жизни. Надо искать свое предназначени , дерзать, искушать судьбу и главное – верить в себя. И точно не пожалеете!

Идеальных людей, наверное, не существует. В каждом из нас намешано и хорошее и плохое. Отличие в пропорциях. Поэтому к недостаткам людей, думаю, надо относиться терпимо. Пожалуй, нельзя прощать только подлость и предательство.

Существует сейчас понятие: будешь богат – будешь счастлив. Ваше отношение к богатству?

Боже упаси, я не против материального достатка, но отдаю предпочтение все же духовным ценностям. И это не громкие слова. Думаю, что человеку важнее необходимость уверенности в завтрашнем дне, а не богатство. Богатство делает человека рабом, и только сильные духом личности способны оставаться людьми. Это Третьяков, Морозов и другие. Они не только подняли фабричную промышленность России до конкурентоспособного состояния с Западом, но явились застрельщиками меценатства России.

Всякое может случиться, жизнь ведь не накатанная дорога. В таких ситуациях важно не озлобиться, не разувериться в людях, не опустить руки. Удары судьбы выбивают цену человека, не правда ли?

Что беспокоит или не устраивает Вас в нашем времени?

Вообще, время у нас интересное. Живем на переломе тысячелетий. Плохо, что утрачивается понятие чести. В старые времена честь ставилась выше выгоды. Она была свята – под честное слово кредиты давали. И того, кто не держал его, ожидал всеобщий позор. А сейчас творятся уму не постижимые вещи – умение обманывать чуть ли не в добродетель возвели. Говорят: «умеет жить!», но мы стесняемся сказать: «Ты же Вор!».

Капитализм, в том виде какой мы строим, просто аморален. Это не сулит ничего хорошего ни власти, ни народу, потому что при всей неприхотливости и терпимости мы не умеет мирно защищать свои интересы. Уж если терпение лопнет, то всем мало не покажется.

Критерии нравственности ниспосланы нам много веков назад и выражены во всех мирных религиях. Все предельно просто и ясно: «не убий, не прелюбодействуй, не лги, не укради, не суди, возлюби ближнего как самого себя».

К сожалению, в наше время стали предавать забвению даже такое важнейшее качество человека как совесть. Много ли вы слышите: «Как тебе не стыдно!», «Где твоя совесть?». Складывается ощущение, что само это понятие умышленно выводится из употребления. А ведь именно совесть — мощный фильтр и защита.